Работа в кружке по обучению грамоте «АБВГДейка»
Цель кружковой работы программы: создание условий для развития детей дошкольного возраста основ обучения грамоте детей через игровую деятельность.
Задачи
Обучающие:
•Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение). Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
•Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки.
•Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам.
•Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу.
•Обогащать словарный запас и развивать речь;
•Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Развивающие:
•Развивать фонематический слух и умение печатать буквы;
•Развивать потребность в грамотности;
•Развивать желание читать.
Воспитательные:
•Воспитывать любовь и уважение к книге;
•Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
Условия реализации программы
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю, продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.
Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.
Предполагаемые результаты
•Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
•Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
•Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);
•Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
•Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
•Определять место звука в слове;
•Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
•Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
•Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
•Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
•Понимать и использовать в речи термин «предложение» составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку;
•Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
•Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей;
•Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
•Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов;
•Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении;
•Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными.
Планируемые результаты
Должны знать:
•все звуки и буквы русского алфавита;
•гигиенические правила письма;
•правильное положение тетради при письме;
уметь:
•вычленять первый и последний звук в слове;
•правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
•писать печатные варианты букв русского алфавита;
•составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или свой;
•правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
•использовать в речи обобщающие слова;
•правильно держать ручку;
•ориентироваться на листе бумаги;
•закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
•штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями.
Программа занятий
Перспективный план работы кружа «АБВГДейка»
1. «Звуки».Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.
2. «Гласные звуки».Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».
3. «Согласные звуки». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
4,5 «Алфавит» (2 занятия). Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.
6,7 «Гласные и согласные звуки» (2 занятия). Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
8 «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги». Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
9 «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
10 «Слова и предложения». Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.
11 «Слова и предложения». Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.
12,13 «Повторение» (2 занятия). Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
14 «Как древние люди общались друг с другом». Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.
15 «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка» Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.
16 Итоговое и занятие. Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»